Коммуникация – это способность выразить свои мысли и чувства. Можно сказать, что коммуникация – это техническая сторона общения. Неговорящий ребенок может испытывать значительные трудности в общении с окружающими, что в свою очередь влияет на его социальное и эмоциональное развитие.
Альтернативная коммуникация – это способ коммуникации, дополняющий или заменяющий устную речь людям, которые не могут с ее помощью общаться.
Дополнительная альтернативная коммуникация может быть необходима постоянно либо ситуативно, а также рассматриваться как помощь в овладении устной речью.
Одним из наиболее доступных средств дополнительной альтернативной коммуникации является жест – действие или движение тела, имеющее определенное значение или смысл. Иногда жесты могут быть единственно доступным средством выражения сообщений и понимания окружающих.
Начиная работу по обучению ребенка использованию систем дополнительной альтернативной коммуникации, всегда нужно помнить, что это долгий процесс, требующий настойчивости и терпения.
На сегодняшний день существуют различные системы дополнительной альтернативной коммуникации. Рассмотрим две из них.
Программа МАКАТОН
Это языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающая общаться людям. Она разработана в Великобритании, адаптирована в более чем 40 странах мира.
МАКАТОН – это система упрощенных жестов, которые легко показать и, что самое главное, легко понять. Преимущество программы – использование разных каналов передачи и восприятия информации, когда одному понятию соответствуют сразу жест и символ. Программа предлагает три уровня использования жестов:
1) Ключевой уровень: жесты отражают только ключевые понятия.
2) Функциональный уровень: жесты отражают только глаголы (действия).
3) Полный уровень: жесты отражают большинство слов в высказывании.
МАКАТОН учит детей устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками, слышать и понимать окружающих, сообщать о своих потребностях и желаниях.
Жестикуляция стимулирует речевые зоны мозга, что способствует развитию артикуляционного аппарата ребенка. В результате появление одной из форм коммуникации в жизни ребенка приводит к социальному развитию и сокращает проявления поведенческих нарушений.
Карточки PECS
PECS – система, которая позволяет неговорящему ребенку общаться при помощи карточек.
Обязательным условием для начала
обучения по системе PECS является
наличие у ребенка собственного желания что-то получить или сделать.
Начиная работу с карточками PECS необходимо определить круг интересов ребенка: чем занимается, что любит есть, с кем проводит время, куда ходит - это и будет являться мотивационным стимулом. После следует подготовить материалы: фотографии, карточки мотивационных стимулов и занятий (размер 5х5 см); папку и бумажные разделители, на которые можно будет приклеить фотокарточки и картинки на липучках. Общение при помощи карточек предполагает как использование отдельных изображений, так и построение предложений из нескольких карточек в определенном порядке.
Конечная цель занятий – ребенок учится сообщать о желании получить определенный предмет или сделать что- либо, используя карточки с изображениями.
Какие же формы дополнительной альтернативной коммуникации подойдут именно Вашему ребенку?
При подборе средств дополнительной альтернативной коммуникации необходимо учитывать сильные стороны ребенка, оценить индивидуальные возможности и уровень его коммуникативного развития.
Понаблюдайте за ребенком в различных ситуациях и проанализируйте:
какие коммуникативные действия (способы сообщить о своих потребностях) ребенок совершает (возможно, неосознанно) в повседневной жизни, во время игр, общения с ним;
какие действия, повторяющиеся из раза в раз, можно трактовать как сигналы, соответствующие какому-либо желанию или потребностям ребенка.
Рассмотрите варианты использования средств альтернативной коммуникации в помощь ребенку – использование различных приспособлений (альбомы, записывающие устройства, компьютерные программы).
При подготовке буклета использованы
материалы сайтов:
1.https://autizmy-net-ru.
- http://makaton.ru
- www.ccp.org.ru
Требования к жестам и символам системы дополнительной коммуникации
жесты должны быть легко выполняемыми, простыми, чтобы можно было догадаться об их значении;
поза для жестов: напротив, на уровне глаз, дающая возможность ассистенту помочь сзади руками ребенка сделать жест;
картинки должны быть яркими, привлекательными, удобными для манипуляций с ними (приклеивать - отклеивать, опускать в ящик – доставать из ящика);
лица и предметы, изображенные на фотографиях, должны быть знакомы ребенку.
Материал подготовлен
социальным педагогом Силаевой А.В.