Министерство социальной политики 
         Нижегородской области   
       Государственное бюджетное 
      учреждение 
             "Центр социальной помощи
             семье и   детям 
           городского  округа город Кулебаки"

                           
                                 607010, Нижегородская область,
                                      г. Кулебаки, ул.Бутова д.124
                                                Режим работы:
                                понедельник - четверг - 8.00 - 17.00
                                        пятница - 8.00 - 16.00
                                        перерыв - 12.00 - 12.48

       

                   Версия для слабовидящих

                          Электронный адрес:
                         Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

                          Группа в Вконтакте:

                                srcnkulebaki

Коммуникация – это способность выразить свои мысли и чувства. Можно сказать, что коммуникация – это техническая сторона общения. Неговорящий ребенок может испытывать значительные трудности в общении с окружающими, что в свою очередь влияет на его социальное и эмоциональное развитие.

Альтернативная коммуникация – это способ коммуникации, дополняющий или заменяющий устную речь людям, которые не могут с ее помощью общаться.

Дополнительная альтернативная коммуникация может быть необходима постоянно либо ситуативно, а также рассматриваться как помощь в овладении устной речью.

Одним из наиболее доступных средств дополнительной альтернативной коммуникации является жест – действие или движение тела, имеющее определенное значение или смысл. Иногда жесты могут быть единственно доступным средством выражения сообщений и понимания окружающих.

Начиная работу по обучению ребенка использованию систем дополнительной альтернативной коммуникации, всегда нужно помнить, что это долгий процесс, требующий настойчивости и терпения.

На сегодняшний день существуют различные системы дополнительной альтернативной коммуникации. Рассмотрим две из них.

Программа МАКАТОН

Это языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающая общаться людям. Она разработана в Великобритании, адаптирована в более чем 40 странах мира.

МАКАТОН – это система упрощенных жестов, которые легко показать и, что самое главное, легко понять. Преимущество программы – использование разных каналов передачи и восприятия информации, когда одному понятию соответствуют сразу жест и символ. Программа предлагает три уровня использования жестов:

1) Ключевой уровень: жесты отражают только ключевые понятия.

2) Функциональный уровень: жесты отражают только глаголы (действия).

3) Полный уровень: жесты отражают большинство слов в высказывании.

МАКАТОН учит детей устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками, слышать и понимать окружающих, сообщать о своих потребностях и желаниях.

Жестикуляция стимулирует речевые зоны мозга, что способствует развитию артикуляционного аппарата ребенка. В результате появление одной из форм коммуникации в жизни ребенка приводит к социальному развитию и сокращает проявления поведенческих нарушений.

Карточки PECS

PECS – система, которая позволяет неговорящему ребенку общаться при помощи карточек.

Обязательным условием для начала

обучения по системе PECS является

наличие у ребенка собственного желания что-то получить или сделать.

Начиная работу с карточками PECS необходимо определить круг интересов ребенка: чем занимается, что любит есть, с кем проводит время, куда ходит - это и будет являться мотивационным стимулом. После следует подготовить материалы: фотографии, карточки мотивационных стимулов и занятий (размер 5х5 см); папку и бумажные разделители, на которые можно будет приклеить фотокарточки и картинки на липучках. Общение при помощи карточек предполагает как использование отдельных изображений, так и построение предложений из нескольких карточек в определенном порядке.

Конечная цель занятий – ребенок учится сообщать о желании получить определенный предмет или сделать что- либо, используя карточки с изображениями.

Какие же формы дополнительной альтернативной коммуникации подойдут именно Вашему ребенку?

При подборе средств дополнительной альтернативной коммуникации необходимо учитывать сильные стороны ребенка, оценить индивидуальные возможности и уровень его коммуникативного развития.

Понаблюдайте за ребенком в различных ситуациях и проанализируйте:

какие коммуникативные действия (способы сообщить о своих потребностях) ребенок совершает (возможно, неосознанно) в повседневной жизни, во время игр, общения с ним;

какие действия, повторяющиеся из раза в раз, можно трактовать как сигналы, соответствующие какому-либо желанию или потребностям ребенка.

Рассмотрите варианты использования средств альтернативной коммуникации в помощь ребенку – использование различных приспособлений (альбомы, записывающие устройства, компьютерные программы).

При подготовке буклета использованы

материалы сайтов:

1.https://autizmy-net-ru.

  1. http://makaton.ru
  2. www.ccp.org.ru

Требования к жестам и символам системы дополнительной коммуникации

жесты должны быть легко выполняемыми, простыми, чтобы можно было догадаться об их значении;

поза для жестов: напротив, на уровне глаз, дающая возможность ассистенту помочь сзади руками ребенка сделать жест;

картинки должны быть яркими, привлекательными, удобными для манипуляций с ними (приклеивать - отклеивать, опускать в ящик – доставать из ящика);

лица и предметы, изображенные на фотографиях, должны быть знакомы ребенку.

 

Материал подготовлен
социальным педагогом Силаевой А.В.

Создание и подтверждение учетной записи на интернет-портале «Госуслуги»

ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Единый интернет-портал государственных и муниципальных услуг Нижегородской области предлагает возможность получать услуги в сфере социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, налогообложения, образования и других важнейших социальных сферах, не выходя из дома