В отделении социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями реализуется программа «Солнечный путь», предназначенная для работы с детьми с синдромом Дауна в возрасте от 4 до 8 лет. Автором-разработчиком программы является Силаева Антонина Викторовна, социальный педагог.
Актуальность работы в данном направлении объясняется необходимостью включения людей с синдромом Дауна в реальную жизнь общества.
Основными задачами программы являются коррекция недостатков социального развития; развитие навыков общения со взрослыми, общения со сверстниками; развитие культурно-гигиенических навыков и воспитание адекватного социального поведения. Формы обучения: индивидуальная, подгрупповая.
Содержание программы - специальные занятия по социальному развитию и самообслуживанию, организация специальных игр.
В работе с детьми используются различные формы и методы обучения: беседа, рассказ, объяснение, показ, наблюдение, демонстрация.
Каждый ребенок с синдромом Дауна индивидуален в своем развитии. Дети с этим синдромом могут научиться многому. Но процесс их обучения, как правило, занимает больше времени и более труден, чем усвоение аналогичных знаний и умений обычным ребенком.
Педагоги и специалисты, которые работают с детьми с синдромом Дауна, знают, что у этих детей есть свои специфические особенности, и поэтому ощущают острую потребность в хорошо организованных и учитывающих эти особенности программах социальной реабилитации, адаптации. Программа «Солнечный путь» учитывает специфику развития психических процессов, что позволяет развивать у детей жизненно необходимые навыки самостоятельного обслуживания, выполнять в быту простую работу. Программа по социальной адаптации детей с синдромом Дауна предполагает развитие детей с учетом их реабилитационного потенциала и большую роль в этом направлении играют мероприятия по развитию социально-бытовых навыков, которые представляет собой разрешение проблемных ситуаций, моделирование реальных ситуаций. Умение заправить кровать, правильно и быстро одеться, почистить зубы, вымыть руки, накрыть на стол и помыть посуду очень важны для ребенка, так как они не только обеспечивают самостоятельность и соответствующую возрасту независимость, но и служат развитию личности ребенка, способствуют повышению его самооценки и уверенности в себе.